Классификация пользователей интернет-сообществ

Как заметили постоянные читатели сайта (те самые 3 человека), я возобновил публикации на тему поведенческих особенностей в Интернете. В этой статье я расскажу про классификацию пользователей по нескольких параметрам: по степени вовлеченности, этапу жизненного цикла и по траектории движения пользователей в сообществе. Эти три параметра помогают лучше понять их и позволяют взглянуть на них с практической точки зрения. Проще говоря, вы видите сегментацию аудитории и благодаря этому вы понимаете потребности каждого из сегментов.

Сообщества

Классификация по степени вовлеченности была предложена Шарлин Ли (Charlene Li) и Джошом Берноффом (Josh Bernoff) и состоит из следующих групп: создатели, критики, сборщики, присоединяющиеся, зрители, неактивные.

[unordered_list style=»arrow»]

  • Создатели
    Создают основной, первичный контент.
    Хотят влиять на других пользователей и быть убедительными для них
    Потребности: хотят знать, что их читают и что они на что-то влияют
  • Критики
    Комментируют контент «создателей»
    Формируют общее мнение
    Потребности: нужна обратная связь, которая дает им понять как изменяется сообщество
  • Сборщики
    Собирают, сортируют, оценивают контент, произведенный «творцами» и «критиками»
    Потребности: хотят чтобы к ним обращались за той информацией, которую они собрали. Хотят, чтобы закладки, ссылки, архивы были оценены сообществом.
  • Присоединяющиеся
    Активно заполняют профили
    Потребности: хотят видеть, что их профили посещаются, хотят чтобы их простое присутствие в сообществе имело влияние.
  • Зрители
    Потребляют то, что производят другие
    Оценивают результаты работы «создателей» и «критиков»
    Потребности: хотят, чтобы создатели и критики знали и ценили время, которое они тратят на чтение, просмотр, прослушивание их творчества.
  • Неактивные
    Никак не участвую в жизни сообщества
    Потребности: хотят все тоже самое, что и остальные 5 групп, но их потребности не были удовлетворены.

[/unordered_list]

Классификация Эми Джо Кима (Amy Jo Kim) по этапам жизненного цикла: гости, новички, местные, лидеры, старики.

[unordered_list style=»green-dot»]

  • Гости
    Посетители без постоянной связи с сообществом
  • Новички
    Новые участники, которым нужно сориентироваться и познакомиться с правилами сообщества
  • Местные
    Устоявшиеся участники, которым нравится участвовать в жизни сообщества
  • Лидеры
    Добровольцы, администрация, сотрудники, которые ведут и развивают сообщество
  • Старики
    Местные и лидеры с большим стажем, которые делятся своим опытом и передают традиции

[/unordered_list]

Траектории движения пользователя внутри сообщества во времени (классификация Этьена Венгера (Etienne Wenger)): периферийные, прибывающие, внутренние, пограничные, убывающие.

[unordered_list style=»arrow»]

  • Периферийная траектории
    Наблюдают за сообществом, смотрят, читают контент. Не публикуют ничего, не комментируют. Обычно переходят по ссылкам, которые им рекомендовали.
  • Прибывающая траектория
    Новички. Только начинают публиковать контент, комментировать его.
  • Внутренняя траектория
    Регулярно участвуют в обсуждениях и публикуют контент. Взаимодействуют с другими пользователями.
  • Пограничная траектория
    Ветераны сообщества. Обладают признанным авторитетом.
  • Убывающая траектория
    Покидающие сообщество по разным причинам. Чаще всего смена интересов или несогласие с направлением развития сообщества.

[/unordered_list]

На базе понимания этих сегментаций формируются правила сообществ, вводятся рейтинги и функции комментирование, меняются способы публикаций контента, организуются опросы пользователей и т.д. Если создателям сообществ удается удовлетворить потребности каждого из сегментов. то сообщество развивается и живет очень долго. И, наоборот, как только одному из сегментов не уделяется должное внимание начинается процесс потери аудитории и дальнейший упадок сообщества.

О том, как работать с разными сегментами я расскажу в дальнейшем, ранние посты на тему пока можно почитать по тегу «интернет-репутация«. Позднее создам отдельный раздел на сайте, посвященной этой теме..

[related_posts] [twitter style=»horizontal» float=»left»] [fbshare type=»button»] [google_plusone size=»standard» annotation=»none» language=»English (UK)»]