Эстетичность и юзабилити

С проблемой эстетичности дизайна часто сталкиваются отечественные производители. Наша продукция может быть ничем не хуже китайской, турецкой, американской, но плохое оформление портит первое впечатление и отбивает желание использовать. Такие примеры, есть в сфере программного обеспечения. Например, продукцией Microsoft может быть гораздо менее удобно пользоваться, чем нашей казахстанской разработкой, но наши разработчики зачастую в погоне за функциональностью плохо оформляют интерфейсы. И продукт, при всей своей работоспособности, выглядит весьма непрезентабельно.

Взаимосвязь эстетичности и юзабилити (удобство использования) выражается в феномене, который заключается в том, что люди воспринимают более эстетичный дизайн лучше, чем менее эстетичный. То есть людям будет удобнее пользоваться красивым, чем плохо оформленным.

Экспериментальные доказательства этого феномена в 1995 году озвучили Масааки Куросу (Masaaki Kurosu) и Каори Кашимура (Kaori Kashimura) в своем труде Apparent Usability vs. Inherent Usability Experimental analysis on the determinants of the apparent usability.

This suggests that the user may be strongly affected by the aesthetic aspect of the interface even when they try to evaluate the interface in its functional aspects and it is suggested that the interface designers should strive not only to improve the inherent usability but also brush up the apparent usability or the aesthetic aspect of the interface.

Эстетичные вещи кажутся удобными в использовании и ими хотят пользоваться. Хотя, конечно, на деле всё может бы далеко не так. А удобные функционал, но с плохим дизайном чаще всего вызывает сопротивление и жалобы со стороны пользователей. Более того, первые впечатления от дизайна влияют на дальнейшее использование. Точь-в-точь как на восприятие человека влияет первое впечатление о нём.

Чем эстетичнее дизайн, тем он воспринимается лучше.

чайник
Ленивый чайник
Коллекция современных чайников http://www.toxel.com/tech/2009/06/26/14-modern-teapots-and-kettle-designs/

 

Поэтому продукция Samsung пользуется большим спросом и людям нравится ею пользоваться. Эстетичный дизайн создает эффект комфорта и удобства использования. Ведь Samsung S3 мало отличается по функциональности от других его конкурентов. И неудобства у него примерно такие же. Но у него красивый дизайн, ради которого ему прощается многое.

Можно привести пример из веб-разработки. Зачастую хорошо оформляется front-end сайта, то есть то, что видит читатель сайта, а “админка” остается без внимания и оформления, что вызывает в последующем негатив со стороны тех, кто публикует информацию. Они жалуются на “неудобный сайт”. Как следствие заказчик бывает не до конца удовлетворен результатом работы команды разработчиков.

А ведь опыт добавления информации, благодаря продуманному и эстетичному дизайну мог бы обеспечить позитивный опыт использования и более того, воспитать лояльность, преданность и даже отличное сарафанное радио.

Позитивное взаимодействие с дизайном помогает творческому мышлению и решению проблем. Негативные впечатления от дизайна негативно влияют на широту мысли и подавляет тягу к творчеству. Яркий пример: два редактора векторной графики – Adobe Illustrator и Corel Draw. Многие дизайнеры отзываются об Иллюстраторе, как инструменте для творчества, а Корел многие не любят и считают продуктом для сухих чертежей.

Об эстетичности дизайна в первую очередь следует думать при проектировании интерфейсов, которые будут использованы в стрессовых ситуациях (операции с денежными средствами, оперативное добавление новостей и т.д.).

Необходимо всегда стремиться к эстетичному дизайну. Он воспринимается лучше, не вызывает отторжения, используется дольше, побуждает творческое мышление и способствует решению проблем. Заодно он позволяет терпимее относится к другим ошибкам.

Жизнь должна быть не только удобной, но и красивой. Отечественные производители, не скупитесь на дизайне, ищите и обращайтесь к профессионалам! Дизайнеры, стремитесь к совершенству в своих творениях, будь-то это упаковка молока или админка сайта-визитки!