Восприятие времени

Взято с ЖЖ gutta-honey

Поговаривают, что единственное живое существо, которое может воспринимать течение времени – это человек. Но тут недавно пробегала статья о собаках, где говорилось, что отчаяние собаки, при отстуствии хозяина, нарастает в первые 30 минут, а потом остается на том же уровне. Было предположено, что понимание течения времени до 30 мин собаки очень ощущают, а то, что свыше, считается просто «очень долго». Но, человек, как мы знаем, более сложноустроенное существо.

 

Почему важно ощущать время? Считается, что это очень полезный инструмент выживания, при помощи которого мы можем сознательно ранжировать и организовывать свой опыт. Если с рефлексами тут особой сложности нет, если случилось А, то случается В, то с более сложными ментальными конструкциями дело обстоит сложнее. Высказал ли ты соседке по лестничной клетке все, что ты о ней думаешь и она тебя обозвала обидными словами, или же ты думаешь,что она будет обзываться, если ты ей выскажешь жестокую правду в лицо? Тут, если перепутаешь с тем, что «было» или «будет», соседка может перейти в нападение с тяжелыми кухонными принадлежностями наперевес.

 

Восприятие времени дело субъективное и зависит от ощущения реальности каждого отдельного человека.Точнее того, что человек считает за реальность. Если реальность угрожающая, то время замедляется в субъективном понимании. За это время можно соершить рывок от опасности и спасти себя. Но это не всегда играет на руку, особенно если человек страдает фобией. Hammon проводил эксперимент с участием людей, страдающих арахнофобией. Оказалось, что в присутствии паука их субъективное время течет медленнее, чем тогда, когда они находятся в спокойном состоянии.

 

Кроме того, время замедляется в случае, если человек испытывает скуку или находится в состоянии депрессии.

 

С возрастом люди по разному ощущают течение времени. В школьные годы третья четверть и летние каникулы казались бесконечно долгими. Для взрослых это всего «какие-то три месяца».

Во многом тут играет роль количество новизны, которую человек получает в определенный промежуток времени. Если видеть много нового и яркого, мозгу требуется больше ресурсов для переработки информации, и он растягивает наше субъективное время. Когда же во взрослом состоянии мы пользуемся избитыми и наезженными стратегиями, то мозг «сжимает» время, ибо нечего тут думать долго.

 

Время для человека распределяется на 3 основных периода: прошлое, настоящее и будущее. Каждая часть этого временного континуума может в сознании человека или сжиматься или растягиваться в зависимости от текущей потребности.

 

Но, актуально и доступно только «настоящее». Здесь мы можем событиями манипулировать и испытывать эмоции по отношению к ним. Для того, чтобы начать работать или как-то пользоваться ресурсами других временных рамок, сознание перетаскивает картинки или другие образы в рамки «настоящего». Из за этго перетаскивания и изменения акцентов меняется восприятие тех или иных событий.

 

И с этим связано несколько эффектов:

 

1. Обманутые ожидания и парадокс выходных. Люди в этом случае значительно растягивают и раскрашивают будущее, часто при этом сильно урезая настоящее. И когда наступает ожидаемый момент оказывается, что он не совпадает по цвету, запаху, вкусу и т.п. Т.е. придуманное настоящее и реальное кардинально отличаются. Люди могут мечтать, что, вот, будут выходные и тогда я… (далее длинный список дел и приятных вещей), а в субботу-воскресенье оказывается, что невозможно сделать все, а то что сделано не принесло таких приятных ощущений, как хотелось. А раз ничего кардинально нового и яркого не случилось, то и вспоминать особенно нечего. В понедельник кажется, что выходные проскочили, как один миг. Человек чувствует себя обманутым.

 

2. Парадокс праздника. Когда люди испытывают удовольствие, то их настоящее растягивается и они наслаждаются процессом. Но когда праздник заканчивается, то он в голове «архивируется» и сжимается, оставляя только отдельные значимые события или факты. Если повыкидывать повторяющиеся эпизоды типа «ели-пили-плясали» то оказывается, что в сухом остатке и вспомнить-то нечего. Время праздника субъективно оценивается, как короткое.

 

3. Социальные сети очень сильно растягивают настоящее, вытесняя будущее и прошлое из восприятия. Человек постоянно получает новые впечатления, но они так многочисленны, что мозг их на каком-то моменте просто отказывается как-то оставлять в своих запасах. (Да! Мозг не может за раз втиснуть в себя больше, чем положено. Потом он просто перестает работать) Они проходят через сознание без всякой задержки. Для того, чтобы двигаться вперед и что-то планировать,чувствовать, что время используется, нужно, находясь в настоящем, иметь в перспективе будущее. Но так как будущее вытеснено настоящим за границу видимости, то человек может просидеть часы без всякого осознания, что время идет. В итоге люди спохватываются чуть ли не ночью ( а то и ночью). Мозг ничего за время пребывания в сети не записал. Время схлопнулось по своему значению практически в 0. Нет записей явных событий в памяти. К этому случаю относится не только пощение котегов в уютненьких, но и любого вида срачи. Люди насыщенно эмоционально выясняют кто неправ в интернете, но по большому счету все заканчивается тем, с чего началось.

 

На основании этого можно манипулировать восприятием времени. Естественно цели могут быть различными. Для того, чтобы, к примеру, запрограммировать будущее падение правительства, нужно как можно ярче и подробнее расписывать счастливое будущее, которое ждет народ. В итоге, правительство не вынесет конкуренции с фантазией народа о светлом будущем. И даже если людям будет в процессе «очень хорошо», в последствие мало кто будет вспоминать об этом. Не так много событий, которые кардинально отличаются одно от другого.

Что же касательно полезного применения, то такие манипуляции помогают решать многие проблемы. Это ответ на вопрос о том, зачем вспоминать плохое или какие-то неудачи. Вспоминая, мы вытаскиваем прошлое в наше настоящее и только тогда можем навести в нем порядок.

 

[related_posts] [twitter style=»horizontal» float=»left»] [google_plusone size=»standard» annotation=»none» language=»English (UK)»]