Эффект Ресторфф

Продолжаю писать об интересных свойствах мозга и особенностях восприятия. Сегодня у френда в Фейсбуке увидел забавное фото грузовика:

kupismenya грузовик

Как видно на фото, в тексте имеются нарушения норм русского языка и его логики. По всей видимости авторы хотели использовать эффект фон Ресторффа. Возможно, не самым лучшим образом. Чуть ниже есть более эффектное применение.

Определение из Википедии:
Эффект Ресторфф — называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других.

Он действует в двух случаях: когда есть различия в контексте (то есть стимул отличается от окружающих его стимулов) и когда есть различия в опыте (то есть стимул отличается от опыта, хранящегося в памяти).

Различия в контексте происходят, когда среди в одном контексте наблюдаются отклонения. Например, в наборе символов XQLR5LDVE цифра 5 очень хорошо запомнится, в отличии от буквы T в наборе XQLRTLDVE . То есть в контексте набора символов, наличие среди букв одной цифры увеличивает ее запоминаемость. Производители, которые создают необычную упаковку для своих товаров хотят сыграть на этом эффекте, ведь на прилавке супермаркета они будут выгодно отличаться от контекста.

Различия в опыте происходят, когда происходит событие, которое отличается от предыдущего опыта. Поэтому люди очень хорошо запоминают первый день в школе, университете, на новой работе и т.д. Это применимо и к нетипичным словам и лицам. Собственно на первом фото — это попытка вызывать эффект Ресторффа с помощью различий опыта употребления русского языка.

Этот эффект активно используется в наружной рекламе, в ключевых моментах презентаций и т.д. Вот очень хороший пример:

eat mor chikin
Шедевр рекламы на базе эффекта Ресторффа

[related_posts]

[fbshare type=»button_count»]

[linkedin_share style=»top»] [google_plusone size=»standard» annotation=»none» language=»English (UK)»]