Uber в Астане

Международный сервис Uber, после нескольких лет окучивания подходов к рынку, пробился в кабинеты чиновников и, наконец, появился в Казахстане официально. Одноименное мобильное приложение для заказа услуг частных водителей было официально запущено в Астане 10 июня 2016 года. Ниже небольшой опыт использования сервиса.

Водители Uber

В Астане в данный момент, на Убер работают три основных вида водителей. Первый вид – это те, кто работает от собственного ИП (индивидуальный предприниматель). Второй вид – это те, кто работает через посредников. Посредники берут на себя бюрократию (сдача отчетности, налоги и т.д.) и за это получают процент от заработка водителя. Третий вид – это сотрудники транспортных компаний, чьи сотрудники работают на заработной плате.

Самый мотивированный сегмент водителей – это те, кто работает “на себя”. Это первый и второй вид. Третий вид представляют собой водители, которые работают в транспортных компаниях и их отправляют работать на заказах с Убера, скорее всего, чтобы водители “не простаивали”. Это самая низкоквалифицированная и немотивированная категория водителей. Зачастую они не получают прибыль с поездок, а работают за зарплату. Поэтому они не заинтересованы в высоком рейтинге, среди них часто встречается рейтинг ближе к 3 баллам.

Бонусная система для водителей модифицируется каждую неделю. Компания постоянно адаптирует её к реалиям, с ростом количества водителей и пассажиров увеличивает порог и усложняет условия для получения бонусов. Один из критериев начисления бонуса – это хороший рейтинг. Те кто “работает на себя” стараются получить его, что строго положительно влияет на сервис.

Убер в Астане

Uber в Астане, наверное, более востребован, чем в Алматы. Если в южной столице обычное дело проехать из одной точки в другую за 200-300 тенге, то за аналогичную сумму в Астане это возможно при особых умениях переговоров с “бомбилами”. Обычно просят 500 тенге. При минимальном тарифе в 400 тенге, пользование Убером становится реально привлекательным.

Бизнес-модель

На данном этапе, заметно, что компания Убер работает сильно в убыток себе. Низкая стоимость проезда, высокие бонусы для водителей. Недавно появилась функция повышенного тарифа. Ее суть в том, что стандартные тарифы умножаются на коэффициент. На скриншоте тарифы умножены на два.

Двойной тариф Убера
Двойной тариф Убера

Эта функция стала теперь постоянно включаться в часы пик и в выходные дни. Стоимость повышается настолько, что дешевле вызвать обычное такси. Или даже выйти и поймать машину “с бордюра”. Не знаю насколько это позволяет зарабатывать водителям, но желание воспользоваться сервисом резко отбивает, потому что есть альтернативы не хуже и дешевле.