Авторское право и Енот Ракета

В оригинальном посте Толеген Байтукенов упоминает западное общество, которое «прошло большой и болезненный путь признания и оформления интеллектуальной собственности как неотъемлемой части личности, ее производящей». Небольшая история на эту тему.

США, семидесятые. Комиксы переживают свою так называемую «Бронзовую эру». В Marvel и DC работает множество авторов, которые придумывают персонажей, их биографии, сценарии и развивают придуманные вселенные. Интересные истории — это дело творческое, а рынок требовал новых выпусков комиксов на постоянной основе и в срок. И многие не справлялись с такими требованиями.  Проблема дедлайнов стояла остро. На этом фоне среди авторов заметно выделился некий Билл Мантло — он мог творить в условиях жестких дедлайнов. Он мог хреначить в сжатые сроки креативные и проработанные истории. Карьера его начала идти в гору. Среди более чем 65 комиксов, над которыми он работал, значатся серии про Халка, Железного человека и других известных сейчас супергероев.

В 80-х, после десятилетия активной карьеры, Билл Мантло решает резко поменять деятельность и отучиться на юриста. Marvel очень жестко защищал свои интересы и Биллу неоднократно приходится отстаивать авторские интересы и бороться с руководителями студии. Индустрия комиксов как раз переживала период признания интеллектуальной собственности. Появлялись независимые студии, такие как Dark Horse Comics (Баффи, Город грехов, Хэллбой и др). После завершения юридической школы, Билл становится практикующим юристом. Работает общественным защитником, с теми, кто не может позволить себе платной юридической помощи. В том числе, помогает авторам комиксов защищать свои права.

В 1992 году, Билл Мантло ехал на роликовых коньках с работы домой. В нескольких кварталах от дома, какой-то водитель внезапно сбивает его и скрывается с места происшествия. Билл был без шлема. Травмы головы были оказались очень серьезными, он впал в кому, а после выхода из нее остался навсегда прикован к постели. Водителя так и не нашли.

Вот уже более чем 20 лет, он находится в специальном медицинском учреждении. Его мозг, некогда создававший целые вселенные, сейчас способен только произнести несколько простых слов. Жена сразу же развелась с ним, забрав детей. За ним постоянно присматривает только его брат Майкл. Бывшие коллеги несколько раз объявляли сбор денег для обеспечения медицинского ухода за Биллом, так как медицина в США дорогостоящая и средства заканчивались.

В 2000-х борьба за признание интеллектуальной собственности выходит на новый уровень. Комиксы приходят в кино и начинается виток судебных разбирательств и борьбы за права экранизации. Все это приводит к тому, что кинокомпании признают авторов и начинают выплачивать им роялти. В 2014 году на экраны выходит необычный супергеройский фильм — «Стражи Галактики». Свежий подход и харизматичные герои сразу же становятся мегапопулярными. Фильм бьет кассовые рекорды и собирает более 773 миллионов долларов.

Но задолго до мировой премьеры, в одной из больниц США, парализованному пациенту Биллу Мантло в палату приносят телевизор, на котором включают эксклюзивную копию «Стражей Галактики». Билл после просмотра улыбается и поднимает большой палец вверх. Этот специальный частный показ компания Marvel организовала для создателя самого запоминающегося героя — Енота Ракеты. Кроме этого, компания выписала Биллу Мантло солидные отчисления, на которые его брат значительно улучшил условия ухода за ним.

По иронии судьбы, придуманный персонаж помог своему создателю спустя много лет. Енот бодро отжигает в кино уже второй раз, а в реальности помогает облегчить страдания Биллу Мантло. Всё это было бы невозможно без упорного труда, талантливого творчества и бесконечной борьбы за его защиту.

Пруфы истории: https://en.wikipedia.org/wiki/Bill_Mantlo
https://qz.com/972793/the-sad-story-of-the-comic-book-writer-who-created-rocket-raccoon/

https://www.nytimes.com/2014/08/07/movies/comic-character-creators-fight-for-cash-and-credit.html?_r=0