Про пожары в Семске, про черных лесорубов

В Абайской области жуткие пожары, горят леса, горит уникальный реликтовый сосновый бор. Погибло 14 человек, завтра, 12 июня, объявлено траурным днем.

И этой проблеме не один год и случившееся — это печальный результат того, что происходит там годами.

Лет 15 назад я был студентом в городе Семей, судьба и денежные затруднения тогда привели меня в неожиданное место. Бывшее общежитие музыкального училища. По местной легенде, там когда-то жила Роза Рымбаева. Но это было давно, а в тот момент здание было приватизировано и там жило за три копейки масса маргинальных людей.

Как в романе Джона Ирвинга «Отель Нью-Гэмпшир», в основной массе проживали бывшие заключенные, проститутки и прочие интересные представители общества. Комнату я делил с одним мужиком, который как раз освободился из тюрьмы. Он оказался бывшим водителем Галымжана Жакиянова. Лет 7 назад, он в новогоднюю ночь развозил коллектив областного акимата. По его рассказу, шумная и веселая компания, которую он вез, отвлекла его на секунду от дороги, а в это время проспект Шакарима пересекала семья: отец, мать и их два ребенка. На полном ходу акиматовский джип снес обоих детей и оставил родителей без потомства. Приговорили его на долгий срок, но он распродал свое имущество, заплатил много разных взяток и ему удалось выйти немного раньше. Он потерял все, но обрел свободу и начал жизнь сначала. Основным заработком его была работа на вырубке в сосновом бору. На мой вопрос, как им удается этим заниматься, ведь это запрещено, он рассказал как это организовано.

По закону рубить деревья в бору запрещено, за исключением, если это не деревья, которые, например, в погибли результате пожара. Такая лазейка в законе порождала «случайные», но весьма регулярные пожары. После них, к общежитию подъезжали серьезные ребята на джипах и основная масса мужского населения общаги выезжала рубить лес.

По словам моего соседа, вырубка не ограничивалась горелыми деревьями. Рубили все подряд, а в случае чего показывали бумагу, что это сгоревшие бревна. Он говорил, что эту тему крышуют важные люди, поэтому они всегда знали, когда приедет проверка из области. В дни когда приезжала областная проверка в общежитии оставалось 90% мужского его населения. Такая концентрация приводила к массовой пьянке с непредсказуемыми последствиями. Однажды один из «лесорубов» сильно напился, его отнесли в его комнату и заперли. Он очнулся, сильно захотел вернуться в тусовку. Ради этого завел бензопилу «Дружба» и выпилил ею дверь. Такая вот тяга к общению. Вот такой сюжет семской резни бензопилой.

Сосед звал меня тоже подзаработать, ведь студенту деньги лишними не бывают. Но я отказался. Старался поскорее съехать оттуда, но это же другая история.

Деятельность черных лесорубов, судя по всему, продолжается, каждый год горит бор, убивается природа, умирают люди. Жизни не вернуть, но надеюсь это послужит толчком для более широкого обсуждения проблемы незаконной вырубки и защиты лесов. Если общество, госорганы объединятся над этой проблемой, тогда есть вероятность того, что масштабы пиздеца значительно уменьшатся.