В интернет-сообществах, форумах, в комментариях к постам и статьям, в группах и страницах в социальных сетях зачастую наблюдается так называемый “эффект первонаха (первопроходца)” (с англ. first-mover effect).
Эффект первонаха (первопроходца, леммингов) заключается в том, что ранние пользовательские взаимодействия (комментарии, лайки, место рейтинга и т.д.) непропорционально влияют на характер последующих взаимодействий пользователей.
Многие, наверное, замечали то, что если первые пять комментариев к статье негативные, то скорее всего дискуссия и последующие комментарии также будут выражены в негативном ключе. Ряд пользователей воздержится от своих позитивных комментариев, а желающим выразить свои отрицательные эмоции будет психологически легче это сделать. Это правило работает не только на негатив, но и на позитив и может выражаться не только в содержании комментариев. Например, в различных рейтингах (например, “Топ просматриваемых видео”) элементы, попавшие туда первыми имеют тенденцию оставаться в пределах топа. Это вызвано тем, что они оказываются в центре внимания, тем самым образуя вокруг себя цикл пользовательской активности, который увеличивает их рейтинг тем самым удерживая их в пределах топа и затрудняя попадание туда новых элементов. В известном интернет-рейтинге фильмов IMDB Топ-250 список фильмов очень медленно меняется и дело не только в том, что “хорошее кино больше не снимают”.
Эффект “первонаха” проявляется не только в содержании взаимодействия, но и влияет на его наличие. Например, если интересную статью или ветку на форуме в течении суток никто не прокомментировал, то в последующее время вряд ли стоит ждать шквал комментариев, если только он не вызван работой агентов влияния. Кстати, использование эффекта “первонаха” является одним из инструментов агентов влияния и активно используется в информационных войнах в интернете. Группа единомышленников может “заминусовать” пост на хабре и негативно прокомментировать его, а дальше добиванием поста и дальнейшим его “минусованием” добровольно займутся другие, ничего не подозревающие, пользователи, а потенциальные защитники не рискнут вступиться за объект травли.
Экспериментальные подтверждения этого эффекта получил социолог Мэтью Салганик (Matthew Salganik). В 2006 году он создал сайт с музыкой, участники которого были поделены на группы и могли оценивать и скачивать песни. Одна из групп не знала количества скачиваний каждой песни, а те которые знали эту информацию хвалили в основном самые скачиваемые песни. Песня, которую начинали активно скачивать первой становилась в итоге хитом. Причем хитовость песни зависела от группы в которой проходил эксперимент. После формирования списка хитов, интерес к остальным песням терялся.
Данный эффект является проблемой не только участников информационных войн, но и владельцев ресурсов, которые заинтересованы в адекватных системах рейтингов, которые должны отражать максимально достоверный интерес аудитории к контенту.
Для избежания или пессимизации этого эффекта в рейтингах используют различные приемы. Например, вводят в формулы расчета рейтинга переменные, которые зависят от временного промежутка, пересчитывают все показатели при добавлении нового и т.д. Подробнее об этих способах я расскажу позже.
[related_posts] [twitter style=”horizontal” float=”left”] [fbshare type=”button”] [google_plusone size=”standard” annotation=”none” language=”English (UK)”]
12 Июн 2012
10 комментариевЭффект “первонаха”
В интернет-сообществах, форумах, в комментариях к постам и статьям, в группах и страницах в социальных сетях зачастую наблюдается так называемый “эффект первонаха (первопроходца)” (с англ. first-mover effect).
Эффект первонаха (первопроходца, леммингов) заключается в том, что ранние пользовательские взаимодействия (комментарии, лайки, место рейтинга и т.д.) непропорционально влияют на характер последующих взаимодействий пользователей.
Многие, наверное, замечали то, что если первые пять комментариев к статье негативные, то скорее всего дискуссия и последующие комментарии также будут выражены в негативном ключе. Ряд пользователей воздержится от своих позитивных комментариев, а желающим выразить свои отрицательные эмоции будет психологически легче это сделать. Это правило работает не только на негатив, но и на позитив и может выражаться не только в содержании комментариев. Например, в различных рейтингах (например, “Топ просматриваемых видео”) элементы, попавшие туда первыми имеют тенденцию оставаться в пределах топа. Это вызвано тем, что они оказываются в центре внимания, тем самым образуя вокруг себя цикл пользовательской активности, который увеличивает их рейтинг тем самым удерживая их в пределах топа и затрудняя попадание туда новых элементов. В известном интернет-рейтинге фильмов IMDB Топ-250 список фильмов очень медленно меняется и дело не только в том, что “хорошее кино больше не снимают”.
Эффект “первонаха” проявляется не только в содержании взаимодействия, но и влияет на его наличие. Например, если интересную статью или ветку на форуме в течении суток никто не прокомментировал, то в последующее время вряд ли стоит ждать шквал комментариев, если только он не вызван работой агентов влияния. Кстати, использование эффекта “первонаха” является одним из инструментов агентов влияния и активно используется в информационных войнах в интернете. Группа единомышленников может “заминусовать” пост на хабре и негативно прокомментировать его, а дальше добиванием поста и дальнейшим его “минусованием” добровольно займутся другие, ничего не подозревающие, пользователи, а потенциальные защитники не рискнут вступиться за объект травли.
Экспериментальные подтверждения этого эффекта получил социолог Мэтью Салганик (Matthew Salganik). В 2006 году он создал сайт с музыкой, участники которого были поделены на группы и могли оценивать и скачивать песни. Одна из групп не знала количества скачиваний каждой песни, а те которые знали эту информацию хвалили в основном самые скачиваемые песни. Песня, которую начинали активно скачивать первой становилась в итоге хитом. Причем хитовость песни зависела от группы в которой проходил эксперимент. После формирования списка хитов, интерес к остальным песням терялся.
Данный эффект является проблемой не только участников информационных войн, но и владельцев ресурсов, которые заинтересованы в адекватных системах рейтингов, которые должны отражать максимально достоверный интерес аудитории к контенту.
Для избежания или пессимизации этого эффекта в рейтингах используют различные приемы. Например, вводят в формулы расчета рейтинга переменные, которые зависят от временного промежутка, пересчитывают все показатели при добавлении нового и т.д. Подробнее об этих способах я расскажу позже.
[related_posts] [twitter style=”horizontal” float=”left”] [fbshare type=”button”] [google_plusone size=”standard” annotation=”none” language=”English (UK)”]