Правила работы с текстами от Дамира Халилова

Мне повезло продолжительное время работать с Дамиром Халиловым — основателем агентства GreenPR. Недавно он выпустил книгу, основанную на его богатом профессиональном опыте: «Маркетинг в социальных сетях»

OZON.ru - Книги | Маркетинг в социальных сетях | Дамир Халилов | | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-91657-759-4 OZON.ru — Книги | Маркетинг в социальных сетях | Дамир Халилов | | | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-91657-759-4

На базе своего опыта, он написал 10 правил работы с текстом, которые испытал на себе. Итак, цитирую его пост из фейсбука.

После выхода моей книги «Маркетинг в социальных сетях» мне стали часто задавать вопрос: «Сколько времени понадобилось на написание книги?». Отвечу: «Писал я ее год, но написал за 40 дней». Правило Парето в действии: 20% контента за 325 дней и 80% за 40.

В процессе работы я вывел для себя ряд правил, соблюдение которых помогло мне писать эффективнее, быстрее и проще. Возможно, начинающим писателям, а также всем тем, кто так или иначе сталкивается с работой с текстами — эти правила помогут.

1. Писать не основываясь на вдохновении
Писательство — это процесс, который я люблю больше всего в жизни. Но для меня это всегда было творческим таинством, который нельзя программировать и для свершения которого должен произойти особая химическая реакция чувств, эмоций, настроения.

Но, при работе над книгой я понял, что вдохновение может приходить, а может и нет, однако на процесс работы над книгой это влиять не должно. Поэтому, я стал относиться к написанию книги не как к творчеству или хобби, а как к работе. Иногда она желанная и легкая, иногда тяжелая и напряженная, но это всегда — обязательная и планомерная работа.

2. Ставить норматив работы
В какой-то момент я поставил себе норматив — 10 000 символов в день и не ложился спать пока не выполнял его. В самые напряженные дни, когда концентрация проектных дел, встреч, либо выступлений зашкаливала — я позволял себе снизить норматив до 5000 символов, но не чаще раза в неделю.

3. Работать над книгой в дороге
Я много летаю — в среднем 2-4 раза в неделю и, надо сказать, время в перелетах — самое продуктивное время в моей жизни. Минимум отвлекающих факторов, только ты и книга (ну и еще музыка в наушниках).

4. Писать на основе подробного MindMap
Заранее я разработал подробную структуру книги, разбил ее на главы, на темы, на пункты и подпункты, вплоть до детализации конкретных списков. Изначально я потратил часов пять на составление такой карты, зато у книги появился скелет и дальнейшая работа была уже последовательной детализацией каждого пункта, а не интуитивным «письмом на ощупь». Кстати, было бы Вам интересно, чтобы я выложил этот майндмэп здесь?

5. Вести специальный блокнот
Периодически, в дороге, во время встреч, в офисе и дома у меня возникали идеи для книги и, если я откладывал их на дальнейшее обдумывание — они, чаще всего, забывались. Тогда я завел специальный блокнот в Evernote, в котором агрегировал всю информацию по книге, в том числе примеры, кейсы, цифры. Преимущества такого подхода: доступность в любой момент с любого устройства, удобный поиск и компоновка данных.

К слову сказать, свою вторую книгу я полностью пишу в Evernote, а в текстовый редактор перенесу только перед сдачей в издательство.

6. Писать то, что пишется
Я всегда пишу нелинейно, перескакивая с главы на главу, с мысли на мысль. Это позволяет всегда удерживать максимальный градус эффективности, работая над тем, что в данный конкретный момент пишется проще всего, не застревая на сложных моментах.

7. Заканчивать на середине мысли
Для меня сложнее всего начало работы. Мне нужно расписаться и это очень сложно начинать делать, например, с новой главы. Поэтому, как правило, я заканчиваю писать на понятной для меня мысли, оставляя пару абзацев недописанными для «разгона» завтра.

8. Ориентироваться на читателя
Я все время представлял себе читателя. Точнее, поскольку у книги много аудиторий (SMM-специалисты, маркетологи в компаниях, владельцы бизнесов, люди, развивающие персональный бренд) — я представлял себе группу людей, читающих мою книгу и оценивал насколько она им понятна, близка, интересна и, главное, насколько решает их проблемы.

9. Четкие сроки
Человек устроен так, что ему всегда нужно видеть горизонт, видеть предел. К этой черте приурочиваются все действия, по ней ведется планирование, поэтому важно, чтобы эта черта была прочерчена как можно четче. В середине работы над книгой мы, с Михаил Иванов, договорились, что, во-первых, мы закрепим дату сдачи рукописи в договоре и, даже, предусмотрим финансовые штрафные санкции в случае нарушения сроков. Во-вторых, издательство и я публично огласим срок, к которому рукопись должна быть готова, чтобы у нас не оставалось путей для отступления.

10. Минимизировать отвлекающие факторы
Я не могу писать в офисе. Я не могу общаться в процессе работы над книгой. Мне сложно сосредоточиться после того как меня отвлекают. Поэтому пишу я дома, в кафе, в парке или в дороге. И пишу с выключенным телефоном и выключенными мессенджерами. Помимо прочего, обычно я отключаю интернет, поскольку это самая плодородная среда для прокрастинации. В результате, эффективность работы резко возрастает.

И, главное, что я хочу сказать — работать над книгой было безумно интересно и увлекательно. Ну а что получилось — оценивать Вам.

================

Если вы хорошо пишете и ищите работу, то рекомендую откликнуться на вакансию журналиста-копирайтера, отправив свое резюме на адрес normal.kz@gmail.com

[related_posts] [twitter style=»horizontal» float=»left»] [fbshare type=»button_count»] [google_plusone size=»standard» annotation=»none» language=»English (UK)»]